Перейти к содержимому

Борьба с экстремизмом: задержаний стало меньше

Старший оперуполномоченный УВД Джалал-Абадской области, майор милиции Фархад Козубаев, работающий в службе по противодействию экстремизму в течение 12 лет, сказал, что милиция от задержаний и водворений перешла к мерам профилактического воздействия.

Так, он привёл цифры: с 2010 по 2018 год ежегодно милиция задерживала 80-90 граждан за экстремизм. За восемь лет эти цифры достигли 640-720 человек.

Для сравнения за 2019 год милиционеры выявили и зарегистрировали всего 45 граждан. Четыре дела переданы в суд для рассмотрения, остальные находятся в производстве. По 18 случаям дело прекратили.

Впрочем, старший оперуполномоченный службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции согласен, что изменения в цифрах связаны и с тем, что по новому законодательству страны за хранение запрещенной религиозной литературы нельзя привлечь к ответственности. Преследованию может подвергаться только лицо, распространяющее подобного рода литературу.

Милиционер рассказал, что меры профилактического воздействия проводятся вместе с религиозными деятелями и ГКНБ. Разъяснительные беседы проводятся в мечетях, сельские сходы — в айыл окмоту. Читаются лекции в школах, в других учебных заведениях.

«За девять месяцев 2019 года мы провели 1954 профилактических мероприятия», — уточнил Ф. Козубаев. По его словам, в их отделе работает специальный сотрудник-теолог, окончивший теологический факультет и милицейскую школу.

Майор отмечает, что большую угрозу сегодня представляет интернет, где распространяются экстремистские идеи. И поделился информацией, что в милиции открыли даже специальный отдел по киберугрозам.

«А терроризмом занимается ГКНБ, но мы участвуем в профилактической работе и в этом направлении», — объяснил Ф.Козубаев.

Права человека в контексте борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом

Программный специалист Управления Верховного комиссара по правам человека для Центральной Азии Юлия Вроцлава сказала о необходимости соблюдения прав человека при любых обстоятельствах, в том числе в контексте борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом.

«К сожалению человечество столкнулось с тем, что терроризм сегодня представляет очень большую угрозу, и многие государства тратят много сил и ресурсов для борьбы с ним, но даже в условиях борьбы с терроризмом стандарты прав человека не меняются и должны применяться полностью», — отметила она.

Ю. Вроцлава подчеркивает, что на практике не должны взаимозаменяться такие определения как терроризм и экстремизм. «Надо четко разделить, что такое терроризм и террористическая деятельность. Что такое насильственный экстремизм и просто экстремизм. Всё это не должно сливаться, в том числе в законодательстве», — уверена Вроцлава.

«И когда государство ведёт борьбу с терроризмом и насильственным экстремизмом очень важно не ассоциировать и не связывать это явление с конкретной религией».

Она пояснила, что в национальном законодательстве КР нет такого понятия как насильственный экстремизм.

«На международном уровне мы разделяем экстремизм на насильственный и ненасильственный. Всем нужно научиться давать каждому определению чёткую дефиницию (истолкование понятия). Очень важно определить, в чьих действиях присутствует одобрение или поощрение экстремисткой деятельности. Что в действительности может нести угрозу, а что является просто идеологией, которая не влечёт за собой каких-то насильственных действий. Это необходимо, чтобы не произошло вмешательства в свободу выражения и соразмерного наказания за разные деяния».

Государство должно бороться, но не усугублять

Координатор программ Управления Верховного комиссара по правам человека для Центральной Азии Эркин Исакулов рассказал о многочисленных исследованиях, которые показывают, что одной из весомых причин становления людей приверженцами каких-либо крайних взглядов является нарушение прав человека или необеспечение этих прав.

«Несоблюдение прав реально способствует к переходу к активным действиям, т.е. к совершению насилия. Эти лица перестают доверять властям и ищут взгляды, крайне отличающиеся от позиции государства. Часто получается, что, когда государство начинает бороться с этим злом, происходит эффект тушения пожара бензином. И люди, которых убеждали в том, что государство далеко несовершенно, получают эти доказательства», — объяснил он.

По словам эксперта, путь несоблюдения прав человека в контексте борьбы с экстремизмом и терроризмом будет только усугублять ситуацию. Он уверен, что с этим злом надо бороться, но для того, чтобы борьба была эффективной нельзя забывать о правах человека.  

P.S. Дискуссионная экспертная встреча «Защита продвижение прав человека в контексте усилий государства по предотвращению насильственного экстремизма» состоялась в рамках проекта, реализуемого ПД «Бир Дуйно- Кыргызстан.

   

     

     

FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram
FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram