Перейти к содержимому

ДАЖЕ ВЕРХОВНЫЙ СУД НЕ ПОДДЕРЖАЛ ЖЕРТВУ ПЫТОК

11 октября 2023 года стал днем, когда завершился долгий и мучительный судебный процесс по делу жертвы пыток. Именно в этот день Верховный суд Кыргызской Республики принял решение оставить без изменения решение первых двух инстанций, отказав в возбуждении уголовного дела в отношении милиционеров, обвиняемых в пытках 47-летней Р.Н.

Интересы потерпевшей представляли адвокаты Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость».

История Р.Н. поражает своей жестокостью. В марте 2017 года Р.Н. и членов ее семьи пригласили в Управление внутренних дел города Ош в связи с возможной причастностью к убийству подполковника милиции.

Женщина открывала магазинчик, который располагался неподалеку от здания Службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД южной столицы. А милиционер, который был убит, временами отоваривался у неё.

Именно с того момента, когда Р.Н. и её близких пригласили в УВД г. Ош, начался кошмар. Женщину не выпускали в туалет, надевали на голову пакет, душили, избивали, изнасиловали бутылкой и оказывали на неё психологическое давление. Под воздействием пыток её заставляли признаться в сексуальной связи с погибшим и участии в убийстве. После полученных травм у неё началось кровотечение, которое привело к выкидышу и вынужденному аборту.

 «Они об убийстве не говорили, а хотели, чтобы я призналась в том, что была любовницей убитого, и якобы мой муж приревновал его ко мне», — рассказала Р.Н. — «Мне в тот момент было очень страшно. Когда они сказали, что ваш муж разрешил изнасиловать и посыпать ваш половой орган солью, мне это было самым обидным. Я сперва даже поверила, что муж так сказал, потому что они так убедительно всё это говорили».

Суд обвинил брата и мужа Р.Н. в убийстве милиционера и назначил им суровое наказание: первая инстанция дала мужу 17 лет, вторая – пожизненное заключение, брату первая инстанция дала семь лет, а вторая – 12 лет.

Р.Н. была не в силах доказать их невиновность, но она очень хотела добиться наказания для своих истязателей. Она говорит, что ей вдвойне обидно подвергнуться издевательствам со стороны тех, кто значительно моложе неё. По её словам, оперативники не стеснялись в выражениях, используя самые унизительные слова и оскорбления в её адрес. Женщина обвиняет их не только в применении насилия, но и в убийстве: издевательское отношение оперативников негативно повлияло на её здоровье. Кроме психологической травмы, Р.Н. получила реальные физические страдания, в результате чего у неё произошел выкидыш.

«Они действительно убили двоих людей, двоих ещё не родившихся детей. Проверилась на УЗИ, у меня было 2,5-3 месяца беременности. Были двойняшки. Когда вышла оттуда, один плод погиб, я хотела сохранить второго, но не получилось», — с горечью вспоминает Р.Н.

Суды первых двух инстанций, несмотря на явные доказательства, отказались возбудить уголовное дело по пыткам и жестокому обращению. Адвокаты Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость» сделали все возможное, чтобы привлечь внимание общественности к этой ужасной истории.

Они подали кассационную жалобу в Верховный суд Кыргызской Республики с просьбой отменить постановление Сузакского районного суда и определение судебной коллегии по уголовным делам и делам о проступках Джалал-Абадского областного суда в отношении милиционеров и направить дело на новое рассмотрение.

Однако несмотря на доводы адвокатов, Верховный суд оставил без изменения решения нижестоящих инстанций.

Это решение Верховного суда вызвало разочарование и недоумение как у жертвы пыток, так и её законных представителей. По словам адвоката «Справедливости» Уткира Джаббарова, теперь вся надежда на международное сообщество.

«Это был наш последний шанс, последняя надежда на национальном уровне. Мы будем обращаться в Комитет ООН по правам человека. Пытки были, все доказательства у нас есть. Поэтому мы намерены обратиться туда с индивидуальной жалобой,» – сказал он.

Со времени применения пыток прошло более пяти лет, в течение которых сама жертва и адвокаты безуспешно пытались добиться наказания для истязателей. Адвокаты отмечают, что несмотря на заключение психолого-психиатрической экспертизы, следователи так и не признали Р.Н. потерпевшей. А сама женщина поражается, что ещё должны были совершить оперативники, чтобы их действия признали насилием?

Это дело стало символом несправедливости, которую переживает женщина, подвергшаяся пыткам и жестокому обращению со стороны правоохранительных органов.

FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram
FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram