Газовики оштрафовали пенсионера на 23 с половиной тысячи, которые он не может выплатить
В Джалал-Абадскую правозащитную организацию «Справедливость» обратился пенсионер Борис Касымов. В декабре 2016 года газовики забрали на проверку его газовый счетчик и наложили штраф. Техническое заключение гласит – «навесная пломба оттиск 2001 г. 1кв. кустарного производства имеет отклонение от установленного образца Кыргызстандарта. По метрологическим данным счётчик негоден к дальнейшей эксплуатации».
Из-за неуплаты штрафа Б. Касымовым, филиал «Жалалабатгаз» ОсОО «Газпром Кыргызстан» обратился в суд для принудительного взыскания суммы. Газовики просили взыскать материальный вред, причинённый в результате потребленного за один месяц, но неучтенного природного газа (чуть более 21 тыс. сомов) и стоимость нового прибора (2400 сомов) на общую сумму 23 с половиной тысячи сомов. Семидесятилетнему Касымову, получающему мизерную пенсию, ничего не оставалось как обратиться за помощью к правозащитникам.
Юристы правозащитной организации «Справедливость» направили запрос в филиал «Метрологии и технического сервиса» (МТС) ОсОО «Газпром-Кыргызстан» в Бишкеке и Джалал-Абадский центр испытаний, стандартизации и метрологии (ЦИСМ). Юристов интересовало — участвовали ли специалисты Джалал-Абадского ЦИСМ при проверке счётчика и составлении технического заключения; имеет ли филиал «МТС» право самостоятельно без участия ЦИСМ (Кыргызстандарта) давать техническое заключение о кустарном или заводском изготовлении навесных пломб установленного образца; имеются ли образцы пломб 2001 года у ЦИСМ (Кыргызстандарта)?
Из филиала «МТС» пришёл ответ, что специалисты Джалал-Абадского ЦИСМ не участвовали при проведении проверки и составлении технического заключения, однако «техническое заключение филиала «МТС» ОсОО «Газпром-Кыргызстан» является заключением специалиста, но не заключением эксперта. При несогласии абонент может обратиться к экспертам Государственного центра судебных экспертиз (ГЦСЭ) при МЮ КР».
В Джалал-Абадском ЦИСМ подтвердили, что их специалисты в проверке счётчика и составлении технического заключения не участвовали. Согласно их письму – «ОсОО «Газпром Кыргызстан» является заинтересованным лицом. Экспертизу проводят эксперты с третьей стороны, имеющие на это право. Техническую экспертизу проводят в УВД Джалал-Абадской области». Джалал-Абадский ЦИСМ также пояснил, что «согласно постановлению правительства КР №664 от 27.09.2012 г.п.16 оттиски пломб подлежат хранению в течении 5 лет. Что в Джалал-Абадском ЦИСМ оттиск пломбы 2001 года не имеется».
Как газовики смогли установить, что пломба на газовом счётчике Касымова кустарного производства, несмотря на то, что образцов пломб 2001 года у Кыргызстандарта нет — так и осталось загадкой. При составлении заключения они не имели никаких подтверждающих документов или образцов для сравнения.
Правозащитников удивляет факт того, что специалисты Кыргызстандарта остаются не у дел при рассмотрении таких вопросов, как определение подлинности пломб. «Кыргызстандарт должен определять является ли пломба кустарной или нет. А газовики к ним вообще не обращаются и сами определяют, утверждая, что получили образцы пломб из Кыргызстандарта», — недоумевает юрист правозащитной организации «Справедливость» Уткир Джаббаров.
В «Справедливости» отмечают, что по «газовым» проблемам к ним обращаются десятки граждан. Основную проблему они видят в том, что газовики при отмене старых «правил поставки и пользования природным газом», продолжали ими пользоваться в силу невступления ещё в силу новых правил. 17 октября 2015 года новые «правила поставки и пользования природным газом» вступили в силу и спорных моментов стало меньше. Газовики учились работать по новым правилам и в ходе судебных разбирательств», — отмечают они.
Так до 2012 года газовые счетчики подлежали проверке каждые 2 года. Начиная с 2012 года они должны проверяться согласно паспортным данным прибора. В случае Бориса Касымова получается, что газовый счётчик в его доме установили ещё в 2001 году, а решили проверить его только в 2016-ом. До этого снимали показания, но не интересовались состоянием счётчика и сроком его службы. А в декабре 2016 года выписали штраф. И такое отношение не вписывается ни в новые, ни в старые правила.
Немного смущает и сумма штрафа, наложенные на Б.Касымова. Возможно ли потребить пенсионеру за один месяц газа на сумму более 21 тысячи сомов? И правильно ли «вешать» на него стоимость нового прибора взамен изношенному? Если обратиться к закону, то согласно статье 410 Кодекса КР об административной ответственности – «Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, влекут наложение административного штрафа в размере ста расчетных показателей», т.е. 10 тысяч сомов. Впрочем, такого штрафа на пенсионера не налагали.
Говоря о филиале «Метрологии и технического сервиса» ОсОО «Газпром-Кыргызстан», правозащитники отмечают некоторую нелогичность — орган, который даёт заключение, зарегистрирован как отдельное юридическое лицо, хотя они в одном лице, а в Джалал-Абаде и в одном месте с «Газпром-Кыргызстан» работают. В итоге получается полная поддержка любого заключения своих коллег. А конфликтная комиссия выносит решения в одностороннем порядке и у абонентов просто не остаётся никаких шансов на отстаивание своих прав. «Они рассматривают в основном период, на который тянется нарушение. Иногда налагают штраф на год или полгода, не ориентируясь при этом на то, что нарушение было зафиксировано после снятия последнего показания, и под штраф должен подпадать максимум один месяц. В итоге получаются огромные цифры — от 20 до 200 тысяч сомов», — подытожил Уткир Джаббаров.
По вопросу Бориса Касымова представители «Жалалабатгаза» три раза не явились в суд — 3 июля, 13 июля и 28 июля 2017 года. И 7 августа Джалал-Абадский городской суд согласно ч.5 ст.223 ГПК из-за неявки в суд представителей истца по вторичному вызову, оставил исковое заявление «Жалалабатгаза» без рассмотрения.
Борис Атаханович тут же направился к газовикам с просьбой установить новый счётчик, однако ему там ответили, что установят его только тогда, когда он выплатит штраф. Теперь он сам хочет подать в суд на газовиков, но у него нет денег даже на госпошлину.