Находясь на посту мэра г. Кара-Куля Мамбет Койчиев, в 2013 году предложил нуждающимся в жилье объединиться в кооператив. Всё выглядело радужно. Люди оформили кредиты, превышающие 100 тысяч сомов. Выбрали доверенное лицо, и он открыл счёт в банке. На этот счёт «будущие обладатели квартир» добросовестно перевели свои деньги. Какие сомнения могли быть, когда предложение сделал сам мэр?
Для достоверности им был показан недостроенный двухэтажный дом в районе завода «Достук». По словам правозащитников, дальше произошло всё просто — доверенное лицо снял деньги и отнёс их Койчиеву.
Сам мэр, к слову, человек состоятельный, владелец нескольких ресторанов и кафе в пределах города и за его пределами.
Позже нуждающиеся в жилье забеспокоились по двум причинам. Во-первых, никакого строительства не велось. Во-вторых, господин Койчиев потерял свой пост.
После его смещения с должности выяснилось, что дом находится на балансе завода «Достук» и город никакого отношения к нему не имеет.
Строительство дома заморожено больше 10 лет назад. Следствие ведётся ни один год. Обманутые жители обращались с письмом в Генпрокуратуру и даже к президенту. Но там ограничились отпиской.
На местном уровне было возбуждено уголовное дело по статье 166 (4.2) УК КР «Мошенничество в особо крупном размере» и 171 (4.1) УК КР «Присвоение или растрата вверенного имущества в особо крупном размере».
По мнению юриста Джалал-Абадской областной правозащитной организации «Справедливость» Нурислама Райимжанова, этим делом должны заниматься как минимум на областном уровне.
«Надо создать следственную группу, потому что сумма нанесенного ущерба крупная. Число потерпевших составляет 8 человек. А виновные — должностные лица. В такой ситуации один следователь ГОВД не сможет ничего сделать. Обманутые лица даже одну экспертизу ждут месяцами», — сказал юрист «Справедливости».
М. Койчиев отгородился высоким забором с собаками, а соответствующие службы — бюрократией и бездушием.
А люди тем временем продолжают жить в съёмных квартирах и выплачивать кредиты.
Кроме квитанций об уплате кредитов у них нет никаких доказательств свершившейся несправедливости. Они не совсем понимают, где искать правду и справедливость. Им ничего не остается, как обратиться к правозащитникам. Они убеждены, что подобные дела могут сдвинуться с мёртвой точки только после вмешательства самого президента. Они вынуждены будут обратиться к нему ещё раз в случае дальнейшего их игнорирования со стороны местной власти.
Соб. инф.