Перейти к содержимому

ИЗОЛИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ВЫПИСЫВАТЬ: ОСУЖДЕННЫЙ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ НАХОДИТСЯ В ПСИХБОЛЬНИЦЕ, НЕСМОТРЯ НА ЯВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Адвокат намеревается обратиться в Комитет ООН по правам человека, в надежде изменить судьбу осужденного, находящегося в психбольнице более десяти лет. К такому решению он пришел после того, как Джалал-Абадский областной суд оставил в силе решение райсуда о дальнейшем принудительном лечении осужденного в психиатрической больнице, отклонив представление администрации больницы о его выписке.

Жизнь Мейманова Нурмамата стала предметом сложных и продолжительных юридических разбирательств после трагического убийства, произошедшего одиннадцать лет назад в селе Рахманжан Ноокенского района.

Нурмамат Мейманов был в селе мирабом (человек, который следит за уровнем воды и распределяет ее по арыкам). 27 июня 2012 года он в состоянии необходимой обороны несколько раз ударил лопатой по голове пьяного односельчанина. Преступление было совершено в результате распространения убитым слухов, что якобы он вступал в половую связь с дочерями Нурмамата. Несмотря на то, что старшая дочь училась в 8 классе, младшая — в 6 классе.

После проведения расследования и психиатрической экспертизы было установлено, что Мейманов страдает от психического заболевания, что послужило основанием для прекращения уголовного дела Ноокенским районным судом 03 мая 2013 года. Он был направлен на принудительное лечение в Республиканскую психиатрическую больницу в селе Кызыл-Жар.

Спустя десять лет лечения и реабилитации, возник спор о его будущем: следует ли продолжать принудительное лечение или дать ему возможность вернуться в общество. 19 мая 2023 года администрация Республиканской психиатрической больницы обратилась в суд с представлением о том, что у Мейманова проявились заметные признаки выздоровления, что его состояние значительно улучшилось. Руководство больницы предложило сменить лечение в психиатрической больнице на принудительное амбулаторное лечение (принудительная диспансеризация) по месту жительства, утверждая, что у него отсутствуют агрессивные и антисоциальные тенденции, и он трезво оценивает свое состояние. Такие представления со стороны РПБ подавались неоднократно, но и ранее они оставались без удовлетворения.

Следовательно, перед судом возникла дилемма: продолжать ли принудительное лечение или дать ему возможность вернуться в общество? Прокурор района М. Курманбаев настоял на том, чтобы Мейманов оставался в психиатрической больнице, учитывая серьезность совершенного им преступления. Вместе с тем, адвокат Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость» Элдор Бакиров, поддержал представление администрации РПБ. «По закону в данном случае учитывается не серьезность совершенного преступления, а состояние здоровья и заключение врачей», — объяснил адвокат.

Решение было принято 16 июня 2023 года Ноокенским районным судом, который решил оставить Нурмамата в Республиканской психиатрической больнице в селе Кызыл-Жар на принудительном лечении.

Адвокат Элдор Бакиров подал апелляционную жалобу в Джалал-Абадский областной суд в надежде изменить решение районного суда.

Судебная коллегия по уголовным делам и проступкам Джалал-Абадского областного суда 18 июля 2023 года оставила в силе решение районного суда об оставлении Мейманова в Республиканской психиатрической больнице в селе Кызыл-Жар на принудительном лечении. Тем самым суд отклонил представленное администрацией Республиканской психиатрической больницы прошение о его переводе на принудительное амбулаторное лечение (принудительная диспансеризация) по месту жительства. Причем адвоката не оповестили о судебном заседании, следовательно, оно прошло без его участия. Адвокат недоволен как самим фактом неучастия, так и принятым судебным решением.

«По закону на судебном заседании исследуются представление медицинского учреждения, заключение врачей-психиатров, выслушивается мнение участвующих. Если заключение комиссии врачей-психиатров вызывает сомнение, суд может назначить судебно-психиатрическую экспертизу, истребовать дополнительные документы, а также допросить лицо, в отношении которого решается вопрос о прекращении, изменении или продлении принудительных мер медицинского характера, но всего этого не было», — удивляется адвокат Элдор Бакиров.

Однако история этого дела еще не закончилась, адвокат готовит жалобу в Комитет ООН по правам человека. Судебное разбирательство стало не только вопросом наказания за убийство, но и о дальнейшей жизни человека, страдавшего от психического заболевания. От решения Комитета ООН может зависеть его перспектива возвращения к обществу, а также применение прав человека в подобных ситуациях.

FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram
FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram