Спустя 11 лет после случившегося, Комитет ООН по правам человека признал факт применения пыток в отношении жителя Сузакского района Жанышбека Халмаматова.
16 мая 2009 года Халмаматов был задержан по подозрению в наезде со смертельным исходом. По этому делу Жанышбек по приговору Сузакского районного суда от 23 марта 2011 года получил 9 лет лишения свободы.
Благодаря усилиям Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость», куда обратились родные жертвы пыток, областная прокуратура возбудила уголовное дело против четырех милиционеров Сузакского ОВД. «Халмаматова к нам в организацию его родственники принесли в буквальном смысле на руках», — вспоминают юристы «Справедливости».
Кроме применения пыток милиционерам было предъявлено обвинение в умышленном причинении менее тяжкого вреда здоровью, превышении должностных полномочий и незаконном задержании или заключении под стражу. Но милиционеров при этом даже не отстранили от работы.
Сам Халмаматов сидел в следственном изоляторе. Жанышбеку несколько раз меняли меру пресечения. Правозащитники отмечают, что «Халмаматов до последнего держался стойко».
8 декабря 2011 года Верховный суд поставил точку в этом деле: вынес вердикт, что милиционеры невиновны. До этого милиционеров оправдали в районном и областном судах. Тем самым были исчерпаны все правовые средства защиты на национальном уровне.
«Были и доказательная база, и освидетельствование, и возбуждение дела по редкостной статье, и поддержка обвинения прокуратурой. Но все это развалилось в суде, где все удивительно были единодушны», — сказала директор правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко.
Джалал-Абадская правозащитная организация «Справедливость» 13 сентября 2012 года подала индивидуальную жалобу в Комитет ООН по правам человека. Жалобу в Комитете зарегистрировали 30 апреля 2014 года. И вот спустя 11 лет после случившегося, 13 марта 2020 года, Комитет ООН по правам человека вынес свое соображение (решение) по этому делу. Международный орган признал, что право Халмаматова на свободу от пыток было нарушено и органы государственной власти неэффективно расследовали жалобу о пытках и признательные показания, полученные под пытками, легли в основу обвинения в наезде со смертельным исходом.