Мать осужденного хочет наказать милиционеров за бездействие, в результате которого умер человек.
Лютция Валиева, мать 45-летнего Спартака Дикаева, обвиненного в смерти человека, обратилась в правозащитную организацию «Справедливость». Она возмущена не приговором в отношении сына, а бездействием милиционеров, когда умирал человек, в смерти которого и обвинен ее сын.
Напомним, Спартака Дикаева трое сотрудников ОВД Таш-Кумыра задержали 9 февраля 2016 года примерно в 20:30. В багажнике его автомашины находился окровавленный мужчина. Дикаеву позже было предъявлено обвинение по ст. 104 ч. 4 УК КР — «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего». Его осудили на 11 лет заключения в колонии усиленного режима. Два с лишним года он уже отсидел.
Сам Спартак своей вины так и не признал. На суде он утверждал, что потерпевший выпал с 4-го этажа, а он его подобрал и вез в больницу.
Почему не отвезли в больницу?!
Лютция Валиева не может понять, почему трех сотрудников ОВД Таш-Кумыра до сих пор не привлекли к ответственности. Ведь они, вместо того чтобы вызвать скорую помощь, истекающего кровью человека вместе с ее сыном повезли в ОВД Таш-Кумыра. Их маршрут как раз пролегал мимо городской больницы, где можно было оставить нуждающегося в медицинской помощи мужчину.
«Прибыв в ГОВД, сотрудники милиции, зная, что потерпевший в тяжелом состоянии, халатно относясь к своим служебным обязанностям, так и оставили потерпевшего в багажнике, а моего сына отвезли на освидетельствование в больницу. Все это время потерпевший находился в багажнике. И только через три часа в 23-30 он был доставлен каретой скорой помощи в лечебное учреждение», — рассказывает Валиева.
Мужчина был еще жив
В момент приезда скорой мужчина был еще жив. Однако в больнице от большой потери крови потерпевший скончался. Об этом имеется справка станции скорой помощи.
Лютция Валиева ссылается на ст. 8 п. 5 Закона «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики». Там указано, что в обязанности сотрудников милиции входит оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии.
«Какими надо быть людьми, чтобы находиться рядом с умирающим человеком и не оказать ему помощи! Неужели задержание преступника дороже жизни человека?! Зачем нам такие сотрудники правопорядка, которые в грош не ставят человеческую жизнь и порочат звание блюстителя закона?» — негодует мать предполагаемого преступника.
Не предвидели опасность
Женщина сильно недовольна и действиями прокуратуры Таш-Кумыра. Еще 13 июля 2016 года Таш-Кумырским городским судом в отношении трех сотрудников ОВД Таш-Кумыра было вынесено частное определение и рекомендовано дать юридическую оценку их действиям.
Прокуратура города Таш-Кумыра 12 сентября 2016 года выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела «из-за отсутствия в действиях сотрудников милиции состава преступления».
По словам адвоката Джалал-Абадской областной правозащитной организации «Справедливость» Махамаджана Абдужапарова, городской прокуратурой не было учтено то, что сотрудники милиции сознавали общественную опасность своих бездействий (действий).
«Они не доставили потерпевшего в медицинское учреждение и не оказали своевременной помощи, предвидя возможность наступления опасного последствия (смерти)», — сказал адвокат.
Была написана жалоба в областную прокуратуру. И 3 октября 2017 года Джалал-Абадская областная прокуратура отменяет решение городского. Материал был направлен для проведения дополнительной проверки прокурору Таш-Кумыра.
Прокуратура Таш-Кумыра 13 октября 2017 года вторично отказывает в возбуждении уголовного дела.

Автомобиль, в багажнике которого находился потерпевший

По утверждению обвиняемого, потерпевший выпал с 4-го этажа этого дома
Еще есть надежда
Представители Лютции Валиевой подали жалобу в Джалал-Абадский областной суд и Генпрокуратуру с целью отмены незаконного, по их мнению, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Джалал-Абадская областная прокуратура снова отменила решение Таш-Кумырской городской прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела. И направила материалы дела на перепроверку фактов. А Джалал-Абадский областной суд отложил рассмотрение этого дела на 15 мая 2018 года.
«Мой сын уже отбывает наказание за содеянное, но я буду бороться за то, чтобы таких сотрудников не было в органах, которые должны защищать и дорожить жизнью человека. Я очень надеюсь на поддержку общества. Это очень нелегко — идти против системы.
Я все еще надеюсь, что в наших государственных органах остались порядочные люди, которым не чужда справедливость и которые возьмут это дело под свой контроль», — написала Лютция Валиева в своем письме к правозащитникам.
«Понять ее можно, ведь если бы милиционеры повезли потерпевшего в больницу и он остался жив, то ее сына не обвинили бы в его смерти и приговор был бы иным», — считают правозащитники.