Перейти к содержимому

«Мужчины подсматривали в туалете». Комитет ООН зарегистрировал первую «женскую» жалобу из КР

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин зарегистрировал первую жалобу из Кыргызстана.

49-летняя Роза Горбаева – первая женщина из Кыргызстана, индивидуальную жалобу которой зарегистрировали в Комитете ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ).

Вслед за этим индивидуальную жалобу 49-летней жительницы города Майлуу-Суу зарегистрировали и в Комитете ООН по правам человека (КПЧ). Сообщение в комитет было подано по статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашающей свободу от пыток.

С чего все началось

Роза Горбаева несколько лет просидела в ИВС за преступление, которого, по ее словам, не совершала. Она была вынуждена оговорить себя под пытками и теперь пытается привлечь за это к ответу кыргызстанских силовиков.

До этого она безуспешно обращалась в суды Кыргызстана по поводу компенсации за нанесение морального вреда из-за условий содержания в ИВС в размере одного миллиона сомов, но успеха не добилась.

Больше трех лет, пока шли следствие и суды, ее держали в изоляторах временного содержания, хотя, согласно закону, в ИВС срок содержания не должен превышать 48 часов.

Всего за три года Горбаева отсидела в шести изоляторах временного содержания: в Майлу-Суу, Таш-Кумыре, Джалал-Абаде, Базар-Коргоне, Ноокене (Джалал-Абадкой области) и Баткене (Баткенской области).

По данным правозащитной организации «Справедливость», содержание Горбаевой в этих ИВС «унижало ее человеческое достоинство, было равносильно жестокому бесчеловечному обращению и носило дискриминационный характер».

О чем рассказала осужденная

По словам женщины, чтобы добиться от нее признательных показаний, оперативные сотрудники ОВД Майлуу-Суу ее пытали.

«Там опер зам был Азиз. Он говорит – «слоника» ей, сделайте. Я-то не поняла сначала. Они на меня противогаз одели и говорят: «Мужа в Бишкек отправим, дочку в детдом отдадим». И я тогда сказала: «Я подпишу все, что хотите», – вспоминает Горбаева.

Личный досмотр в ИВС, по ее словам, проводили мужчины, хотя согласно правилам внутреннего распорядка ИВС, «личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола».

«Мне прямо опер сказал: давай, раздевайся. Я сказала, что вскрою вены, только после этого он успокоился», – вспоминает женщина.

В душ и туалет Горбаева не могла сходить приватно, так как эти места просматривались надзирателями-мужчинами, вспоминает женщина: «В некоторых ИВС просто ведро ставят. Если хочешь по нужде сходить – прямо в это ведро. Хочешь-не хочешь, а надо».

Сам туалет, по ее словам, размещался в полутора метрах от места, где спят обвиняемые или осужденные. Обеденного стола в некоторых камерах не было, поэтому есть и пить женщине приходилось на кровати или прямо на полу, рядом с «парашей».

«Кормили один раз в день. Хочешь – растягивай на целый день эту чашку супа, хочешь – съешь сразу, – говорит Горбаева. – Один раз я просыпаюсь от того, что по мне что-то лазает. Я глаза открыла – а там огромная крыса. Они прямо из дырки туалета вылазят, эти крысы. В соседней камере у мужчины ноги грызли».

По гранате оправдали

Суды выносили разные решения по делу Горбаевой – сначала ей дали 12 лет заключения, затем – 15, но в итоге после доследований все-таки осудили на 12 лет. Но в заключении она провела в общей сложности лишь 3 с половиной года — по амнистии ей дважды сокращали срок и в октябре 2016 года Роза вышла на свободу.

Горбаева продолжает настаивать на своей невиновности, но в Кыргызстане ее не слышат.

«Я не знаю, что у человека творится в голове в этот момент. Вот в этом и трагедия, он не может понять. Преступления он не совершал, его бьют, чтобы он сознался в том, чего не совершал. У Розы нашли еще и гранату вдобавок. Она что, гранатой хотела этого человека убить?» – говорит директор Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко.

«По гранате меня оправдали. Мне сами судьи сказали: «Ты же понимаешь, что если мы тебя оправдаем, сколько голов полетит? «Легче было меня одну осудить», – вспоминает Горбаева.

«Это трагедия»

Глава правозащитной организации «Справедливость» считает, что в случае Горбаевой силовики «пустили в ход все средства, чтобы обвинить человека в тяжком преступлении».

«Это трагедия. Вырвать из обычной жизни, поместить в закрытое учреждение, без связи с родственниками, адвокатами, родными, ребенком маленьким», – говорит Гриценко.

«После того как органы прокуратуры отказали ей в возбуждении уголовного дела против МВД, она обжаловала данное решение. Прошла по всем инстанциям вплоть до Верховного суда. И Верховный суд сказал свое последнее слово. После этого она вынуждена была обратиться в международные правозащитные институты в лице Комитета ООН по правам человека», – сообщил адвокат правозащитной организации «Справедливость» Сардор Абдухалилов.

Дочери Розы Горбаевой – Саше – 13 лет, сейчас она учится в 8-м классе. Мечтает для матери открыть ателье и назвать его «Роза».

IMG_8927

«Действительно, обидно. Ни за что потеряны годы мои. Мой ребенок страдал. Больше всего пострадал мой ребенок, дочка. Там, в тюрьме, мужчины никому не жалуются. Говорят, что это бесполезно», – говорит Горбаева.

Вручили благодарственное письмо

IMG_8909

Коалиция Кыргызстана против пыток, куда входят 17 неправительственных организаций, в честь 70-летия Всеобщей декларации прав человека вручила благодарственное письмо Розе Горбаевой «За стойкость и мужество в защите своей свободы от пыток».

FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram
FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram