Перейти к содержимому

Осужденная из г. Майлуу-Суу подает жалобу в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

48-летняя осужденная из г. Майлуу-Суу Роза Г. подает жалобу в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ). Женщина вынуждена обратиться туда, после того, как суд дважды отказал в рассмотрении её заявлений. В первый раз она подавала заявление о признании условий содержания в ИВС УВД Джалал-Абадской области унижающими её достоинство и дискриминационными по половому признаку. Во втором — она просила взыскать компенсацию за нанесение морального вреда из-за условий содержания в ИВС. Сумма иска составила один миллион сомов.

В феврале 2013 года в доме по улице Островского г. Майлуу-Суу был обнаружен труп женщины, смерть которой наступила в результате ушиба головного мозга, возникшего от множественных ударов колюще-рубящим предметом. В марте того же года по подозрению в совершении этого преступления была задержана Роза Г.

За последние годы женщина трижды пребывала в Майлуу-Суйском ИВС, четырежды в Джалал-Абадском, по разу в Таш-Кумырском, Ноокенском, Базар-Коргонском и Баткенском ИВС. Лишь в последний год её перевели в СИЗО г. Ош. Такой бесконечный круговорот по ИВС случился из-за того, что суды по её уголовному делу принимали абсолютно разные решения. И это стало нечеловеческим испытанием для заключенной женщины.

По информации правозащитной организации «Справедливость», «содержание Розы Г. в указанные периоды в условиях ИВС УВД Джалал-Абадской области, унижало её человеческое достоинство и было равносильно жестокому бесчеловечному обращению, нарушающее её право на свободу от жестокого и унижающего человеческого достоинство обращения, гарантированного Конституцией КР, международными договорами, участником которых является Кыргызстан».

По закону срок задержания в ИВС не может превышать 48 часов. По истечении этого срока подозреваемый должен быть либо освобожден, либо переведен в СИЗО. Роза же в общей сложности содержалась в ИВС в течение трёх лет.

Обращение Розы Г. в КЛДЖ ООН обнажает очень большую проблему в системе МВД — отсутствие в ОВД Кыргызстана условий ИВС для содержания женщин. Проблемы для задержанных женщин начинаются с самого начала пребывания в ИВС. Личный досмотр осуществляется сотрудниками мужского пола, хотя согласно правилам внутреннего распорядка ИВС, «личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола». Однако в ИВС Джалал-Абадской области нет ни одного сотрудника женского пола. Причем личный досмотр в ИВС проводится ежедневно — проще говоря, мужчины-сотрудники каждый день прикасаются к заключенным женщинам и имеют неограниченный визуальный и физический доступ, что причиняло Розе и ей подобным, неудобства и страдания.

По своей природной особенности женщины должны иметь особые условия для гигиенического ухода за собой. Однако по словам Розы Г., в ИВС нет не то что элементарных условий для гигиены, но и возможности по-человечески сходить в туалет. Она говорит, что не имела возможности справлять естественные нужды в условиях приватности, т.к. человек, справляющий нужду, был виден сокамерникам и надзирателю-мужчине. Места, предназначенные под туалет, не были огорожены и просматривались через глазок, что вызывало очень сильный дискомфорт у женщины. «Трудно представить, что они испытывают в период критических дней или беременности», — говорит правозащитница Бактыкан Жапарова — мужчинам-сотрудникам этого не понять, потому что они по своим биологическим особенностям не могут этого знать».

Роза была вынуждена принимать пищу примерно в 1.5 метрах от санузла или металлического ведра для отправления естественных нужд. Причем из-за отсутствия стола и места для сидения, Роза вынуждена была принимать пищу на спальном месте или на полу.
Такая же проблема и с принятием душа. В прогулочном дворе некоторых ИВС имелась душевая комната необорудованная дверью – человек, принимающий душ был виден с прогулочного двора и открыт для обзора надзирателя. Там же в душевой находился туалет с перегородкой высотой около 50 см, который не закрывал обзора для посторонних глаз. То есть и здесь не было возможности отправления естественных нужд в условиях приватности.

Правозащитники «Справедливости» допускают, что это может быть следствием не только нарушений, допущенных администрацией ИВС УВД Жалал-Абадской области. Оно может вытекать из существующей в стране структурной проблемы — ненадлежащих условий содержания под стражей. Но это не отменяет главного — условия содержания Майлуу-Суйского, Джалал-Абадского, Таш-Кумырского, Ноокенского, Базар-Коргонского ИВС с учётом длительности содержания вышеупомянутой заключенной, полностью противоречат нормам национального и международного законодательства. Они уверены, что в кратчайшие сроки в ИВС должны быть созданы надлежащие условия для содержания женщин, в противном случае могут последовать и другие жалобы.

По Конституции Кыргызской Республики «никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола». Статья 7 Закона Кыргызской Республики «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений» тоже устанавливает, что «не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола».

Правозащитники «Справедливости» воспринимают такое положение дел не иначе, как дополнительное наказание для заключенных, вызывающее у последних чувство унижения и оскорбления.

FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram
FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram