Самое возмутительное происходит на перевале Тоо-Ашуу зимой. Водители рассказывают, что при въезде в тоннель их заставляют снимать цепи. Можно представить эту картину: зима, мороз, пронизывающий ветер и сколько цепей на каждом колесе? А при выезде каждое колесо необходимо снова «обуть»! И люди безропотно проделывают эту «операцию».
«Казалось бы — я плачу деньги и разве меня должно волновать то, как вы будете производить ремонт в тоннеле?»
Не зря у меня особое отношение к водителям-дальнобойщикам. Сколько же им приходится преодолевать трудностей и преград на своём пути, чтобы заработать на жизнь. А преград немало. Ежегодно каждый водитель обязан заплатить налог за автодороги. Затем он, проезжая через электронный шлагбаум, должен оставить определённую кем-то сумму за «тоннель». Дальше весовая… И это лишь путь водителя по нашему городу Кара-Куль. А на выезде из города, в кустах, притаились с радаром или без, сотрудники ДПС…
Сборы идут огромные, но разве заметно, что проезд по тоннелю из года в год становится всё комфортнее? Обувай-переобувай колёса – ситуация не меняется.
Когда добираешься из Кара-Куля в Бишкек, за долгую дорогу приходят разные мысли и воспоминания. Сейчас мало кто помнит, что строительство дороги Ош – Фрунзе в конце 50-х в начале 60-х прошлого столетия, было объявлено комсомольско-молодёжной стройкой. Метр за метром, превращая в километры, в тяжелейших высокогорных условиях, в стужу и жару трудились люди. Сквозь скалы был сооружен уникальный по своим масштабам тоннель на перевале Тоо-Ашуу. Невольно приходят мысли — а приходило ли в голову тем людям, что когда-то за проезд по тоннелю кто-то будет брать деньги?
Надежда Бозина, правозащитник
г. Кара-Куль