Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость» стало известно, что бывший оперативный сотрудник Таш-Кумырского ГОВД, отбывавший срок за применение пыток, находится на свободе.
«Справедливость» сделала запрос в Службу исполнения наказаний при Mинистерстве юстиции Кыргызской Республики. Управление исполнения приговоров и специального учёта при СИН ответила правозащитникам письмом.
Ибраимов Элизар Смайылбекович, 1983 года рождения, Болотов Автандил Арстанбекович, 1973 года рождения и Ажибеков Шекеобек Аскарбекович, 1988 года рождения осуждены Кара-Кульским городским судом от 22.11.2016 года по статье 305 ч.2 п.3,4 — «Превышение должностных полномочий, совершенное с применением физического насилия и применением оружия или специальных средств» и осуждены на шесть лет с лишением права занимать определенные должности в течение трёх лет.
Судебная коллегия по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Джалал-Абадского областного суда 21.12.2017 года кроме вышеуказанной статьи в отношении осужденных применила и статью 305-1 – «Пытки, совершенные группой лиц». В общей сложности суд второй инстанции осудил их на восемь лет с лишением права занимать определенные должности в течение трёх лет.
Верховный суд своим определением от 21.05.2019 года изменил приговор осужденным и признал их виновными по статье 321 ч.2. п1 – «Превышение власти с применением оружия или специальных средств» и осудил всех троих на семь лет и два месяца лишения свободы с лишением права занимать определенные должности в течение трёх лет.
«Указом президента Кыргызской Республики «О помиловании осужденных» от 01.11.2021 года, осужденному Ажибекову Ш.А. неотбытый срок наказания сокращён на три года. И по отбытию срока наказания он освобождён из учреждения № 45 с. Беловодское. Двое других фигурантов всё ещё отбывают наказание: один из них в учреждении № 26 с. Молдовановка, второй — в учреждении № 42 г. Ош», — говорится в письме СИН «Справедливости». Стоит отметить, что учреждение № 42 в Оше — это колония-поселение.
Разбирательство по этому делу длилось три с половиной года, помилованный милиционер находился в заключении примерно столько же.
Напомним, 11 декабря 2015 года Анарбек уулу Эсенбека задержали сотрудники Таш-Кумырского ГОВД. Милиционеры требовали от него признательных показаний в совершении квартирных краж. Эсенбека пытали, надевали полиэтиленовый пакет, который потом сменили на противогаз: душить пакетом было неудобно, он скользил. Также правоохранители наносили удары милицейской дубинкой по коленям, стопам и в область почек. Из-за сильных болей задержанный сказал, что согласен взять на себя всё, что они скажут, только бы его не били. За это время Эсенбек несколько раз терял сознание. Но на этом силовики не остановились. Пытки продолжались приблизительно до 5 утра 12 декабря. Они раздели Эсенбека, вывели его во двор ГОВД и начали обливать холодной водой из колодца, таким способом приводя его в чувство. Ближе к утру сотрудник милиции Ажибеков Шекербек водил руку Эсенбека по бумаге, чтобы его рукой написать признательные показания.
После того как милиционеров осудили, Первомайский районный суд Бишкека 24 декабря 2019 года постановил, чтобы государство выплатило 1 млн. сомов жертве пыток Анарбек уулу Эсенбеку в качестве компенсации физического и морального вреда. Вышестоящие инстанции поддержали такое решение. Это был тот редкий случай, когда правозащитникам удалось добиться от государства выплаты компенсации жертве пыток.
При этом в правозащитной организации «Справедливость» отмечают, какие неимоверные усилия им пришлось приложить, чтобы добиться такого положительного решения.
«Там были затрачены огромные финансовые средства и человеческие ресурсы в лице адвокатов нашей организации, их морально-психологический вклад, всевозможные экспертизы, частые поездки в разные города и многое другое», — подчеркнул координатор Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость» Уткир Джаббаров.
Правозащитники напоминают, что свобода от пыток так же, как и свобода от рабства, относится к абсолютным правам человека. Они не могут быть нарушены ни при каких обстоятельствах, даже во время войны.