Перейти к содержимому

Правозащитники: задержанием адвоката госорганы обнажили собственные недостатки

Адвоката Нурбека Токтакунова арестовали 25 марта. Причем сделали это словно задерживали опасного преступника. Все, кто знаком с ним близко, без сомнения могут рассказать о его смелости, принципиальности и законопослушности. 

Его задержанием госорганы обнажили собственные недостатки в плане исполнения постановления кабмина «Об утверждении Порядка функционирования отбывания ареста и требований содержанию лиц, подвергнутых аресту», принятого совсем недавно — 7 февраля 2022 года.

Первое, что бросается в глаза – в камере, куда водворили адвоката на пять суток, не было кровати. Хотя согласно пункту 15 Постановления «лица, подвергнутые аресту, размещаются на металлических кроватях или топчанах (дощатая кровать), которые своим основанием прочно соединяются с полом». А в камере, где содержится адвокат, имелась только деревянная скамья вдоль трёх стен, на которых были разбросаны грязные одеяла. Благо, потом сторонники адвоката принесли ему раскладушку для сна.

В помещении нет окон, хотя в пункте 12 этого же документа указано, что «помещения должны иметь в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м», а в пункте 14 указано, что «в помещениях устанавливается приточная вентиляция с механическим побуждением и вытяжная вентиляция с естественным побуждением».

Согласно 39 пункту  положения, лица, подвергнутые аресту, имеют право получать питание и материально-бытовое обеспечение по установленным нормам; иметь спальное место; получать постельные принадлежности; подавать через руководство спецприемника заявления и жалобы; читать газеты и журналы; пользоваться собственной одеждой по сезону; иметь при себе полотенце длиной не более 50 см и другие туалетные принадлежности, очки, медикаменты или другие лекарственные средства, разрешенные медицинским работником.

Лица, подвергнутые аресту, должны размещаться на койках. Норма площади на одного человека составляет 2,5 квадратных метра. Им ежедневно выдается горячая пища. На прогулку они выводятся ежедневно на 2 часа в дневное время.

По наблюдениям самого Нурбека Токтакунова «условий содержания в камере вообще нет, материально-бытовое обеспечение арестованного – «ноль». Нет даже гвоздика для полотенца, не говоря уже о самом полотенце. Хотя бюджет предусматривает необходимые туалетные принадлежности. Нет места, где бы можно поспать, нет электричества — свет поступает из прихожей, где сидит дежурный офицер, а в туалет выводят на улицу. Состояние туалете оставляет желать лучшего, там же единственный умывальник. Еду из арестантской столовой за сутки привезли один раз, но принимать пищу по-человечески невозможно – нет стола».

Адвокат Джалал-Абадской правозащитной организации Справедливость» Нурислам Райимжанов условия содержания называет неприемлемыми, равнозначными пыткам. Он ссылается на Конституцию Кыргызской Республики, где в п.4 статьи 56 указано, что «никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

«Если в такой плачевной камере содержится известный юрист, который может отстаивать свои права, что можно говорить о других арестованных, положение которых остаётся без какого-либо внимания со стороны общественности», — задаётся вопросом правозащитник.

FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram
FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram