Национальный центр по предупреждению пыток отреагировал на инцидент в Сузакском доме престарелых и инвалидов. Напомним, руководитель этого учреждения оказала давление на журналистку, которая приехала туда для подготовки материала к Международному дню пожилых людей. В ходе незапланированной проверки Наццентр выявил грубые нарушения: старики и люди с инвалидностью содержатся в доме-интернате в ужасных условиях.
Журналистка (которая уже признана потерпевшей) 22 сентября сняла на видео грубое обращение директора с одним из постояльцев дома престарелых, когда тот на что-то пожаловался.
Заметив съемку, директор отобрала фотоаппарат и телефон журналистки и заставила удалить видеозапись. Кроме того, она не выпускала девушку, требуя написать положительный материал о доме-интернате.
Выйти из здания журналистке удалось только благодаря помощи таксиста, которого редакция наняла для этой поездки.
В ходе мониторинга эксперты наццентра выявили ряд нарушений. В учреждении обнаружен «изолятор». По словам директора, в нем размещают людей с подозрением на COVID-19, а также постояльцев, употребляющих алкоголь. Однако директор не смогла предоставить документ, на основании которого был открыт этот изолятор.
На вопрос, как долго постояльцы содержатся в нем, она ответила, что люди в состоянии алкогольного опьянения находятся там, пока не протрезвеют.
«Наличие специального изолятора и содержание там людей является формой психологического насилия, унижения и жестокого обращения. Поэтому необходимо принять меры в отношении тех, кто организовал этот изолятор и содержал пожилых людей и людей с ограниченными возможностями», — считают в Наццентре.
«Помещать людей с подозрением на COVID-19 в одиночные камеры также незаконно. В случае появления каких-либо симптомов заболевания, работники учреждения должны немедленно обращаться в региональные органы здравоохранения, а не помещать людей в одиночные камеры», — отметили в Наццентре.
Во время проверки выяснилось, что уборные в учреждении не отвечают санитарным нормам, большинство из них вышли из строя. А уличный туалет находится в аварийном состоянии, пользоваться им небезопасно.
«Условия в доме-интернате не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. По словам директора, дезинфекция в учреждении проводится персоналом самостоятельно. Но систематическая обработка рабочих мест должна проводиться совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Однако договор с ЦГСЭН даже не был заключен», — подчеркнули в НЦПП.
«В здании дома-интерната нет системы вентиляции и грубо нарушены санитарные требования. В одном из помещений стоит невыносимый запах, что является своего рода жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство обращением с пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями.
Кроме того, не обеспечены надлежащие условия для постояльцев, которые не могут ходить самостоятельно. В здании существуют различные препятствия для их передвижения, из-за чего инвалиды-колясочники испытывают переутомление.
Высота лестниц не отвечает стандартам, а изношенный линолеум, как и высокие пороги, представляет угрозу для людей с инвалидностью», — заключили в НЦПП.
Наццентр по предупреждению пыток просит областную прокуратуру провести проверку по вышеуказанным нарушениям и принять меры в отношении должностных лиц, допустивших эти нарушения.