Перейти к содержимому

Супруга осужденного: «Китайская пуговица послужила поводом для обвинения моего мужа в убийстве»

В Джалал-Абадскую правозащитную организацию «Справедливость обратилась 54-летняя Гульнара Б., мужа которой осудили за изнасилование и убийство односельчанки. Тело 52-летней женщины в конце января 2017 года обнаружили в её собственном доме в селе Орто-Сай Сузакского района Джалал-Абадской области.

Для супруги осужденного, которая в момент совершения преступления находилась в Российской Федерации, начались тяжелые дни. С одной стороны, она не верила, что убийство совершил ее муж. С другой — ей невыносимо стало жить в родном селе, видеть осуждающие взгляды односельчан. Вдобавок в суде её регулярно унижали родственники убитой. К примеру, сестра усопшей оскорбила Гульнару за то, что её супруг представитель другой национальности. 

«Ты, говорит, узбекская тряпка. Я не тряпка его, а законная жена. Я никого не обманываю. Не являюсь чьей-то любовницей. Все об этом знают. Есть ЗАГС. Это мой муж. Мы семья», — огорчается женщина.

По факту дискриминации Гульнара обратилась в Джалал-Абадскую правозащитную организацию «Справедливость». Юристы организации с заявлением обратились к председателю Верховного суда, директору Судебного департамента и председателю Джалал-Абадского областного суда.

Судебный департамент по зафиксированному факту провёл разбирательство и вынес предупреждение судебным приставам о недопущении в дальнейшем подобных инцидентов в суде. Правозащитников проинформировали об этом письменно, и они восприняли это как положительное решение.

Но больше Гульнара была удивлена тому, что и представителям власти не давала покоя её личная жизнь. «Когда отношу еду, спрашивают: «У мужа другая национальность?» Отвечаю: «Да, другая». Когда хожу в поисках правды, с удивлением спрашивают: «У вашего мужа другая национальность, да?» Я сама решаю за кого выходить замуж. Это моё право. За одного выйду замуж или за второго.  Никто не имеет право ущемлять мои права. Я и сама не позволю этого», — возмущается женщина. 

Правозащитники напоминают 16-ю статью Конституции Кыргызской Республики, в которой указано, что никто не может быть подвергнут дискриминации по национальным или иным признакам.

«Судебную справедливость Конституция гарантирует каждому гражданину. Нельзя допускать проявление такой агрессии. То, что эта женщина подверглась дискриминации — это очень печально. Такие ситуации нужно упреждать и предпринимать против них решительные действия», — уверен адвокат правозащитной организации «Справедливость» Сардор Абдухалилов.

…Единственной уликой против мужа Гульнары, по её словам, послужила китайская пуговица, которую нашли в доме убитой. У супруга Гульнары —  Райимжана на месте двух оторванных таких же пуговиц на жилете, были пришиты другие. Это и вызвало подозрение у сыщиков.

Сам обвиняемый говорит, что потерял свои пуговицы во время игры в улак-тартыш (козлодрание).  К несчастью мужчины, он к тому же постирал свой жилет (Райимжан участвовал в погребении убитой, и одежда сильно запылилась). Милиционеры расценили его действие как попытку смыть кровь с одежды.

 «Теперь что и стиркой мы должны заниматься с согласия кого-то что ли? А ведь кровь не смывается. Сколько ни стирай, следы останутся», — пыталась объяснить поступок мужа Гульнара.

Женщина не сомневается, что против её мужа применяли пытки. Ей разрешили встретиться с ним спустя много дней. Она уверена, что милиционеры ждали пока с него не сойдут следы побоев.   По её словам, «даже по прошествии долгого времени были заметны опухоли на его лице».

Женщина рассказывает о некоторых подробностях пыток, уверяя, что о них ей поведал сам супруг. «Его избили и велели взять вину на себя. Если не возьмёт вину, обещали посадить и его брата. Сказали, что разговорить его не проблема, что «перед ними заговорит даже слон». Одели пакет, потом и несколько пакетов на голову. Избили так, что отбили все внутренности», — рассказала женщина.  

О пытках в отношении Райимжана поведал и младший брат осужденного: «Он рассказал, что умирал и оживал. Ему уже хотелось смириться со своей участью, но его удерживала внучка, хотелось напоследок хотя бы раз взять её на руки», — ссылаясь на осужденного рассказал его родной брат. — Ему сняли брюки и сказали, что засунут дубинку. От безысходности он согласился признать вину. Чем оказаться в униженном положении лучше сесть в тюрьму как мужчина, решил мой брат».

Близкие осужденного поведали и о том, что о пытках осужденный пожаловался и судье, когда та выдавала санкцию. Показал синяки на теле. А когда его водили к прокурору, он обо всём рассказал и ему. Но никакой реакции за этим не последовало.

А когда понял, что все обстоятельства складываются против него, осужденный принялся успокаивать свою супругу.

«Таких как я, оказывается, полно. Вообще не переживай об этом. Никому здесь нет дела — совершил человек преступление или нет», — пересказала слова супруга Гульнара.

Беда в том, что осужденному и его представителям не удалось своевременно зафиксировать следы от пыток. Драгоценное время было упущено.

Cузакский районный суд приговорил мужчину к 15 годам лишения свободы. Юристы «Справедливости» не вмешивались в основное дело. По нему работали другие нанятые адвокаты. Правозащитники среагировали лишь когда им поступил сигнал о факте проявления дискриминации со стороны потерпевших во время судебных разбирательств. 

После приговора райсуда была подана апелляционная жалоба. Причем её подали как пострадавшая сторона, так и сторона осужденного. Первым срок наказания показался недостаточным, другие — просили найти истинных убийц.

Джалал-Абадский областной суд уже несколько раз переносил это дело. Следующее судебное заседание назначено на 25 декабря 2019 года.

Женщина не оставляет надежд на справедливое решение по этому делу. «Я с самого начала говорила, пусть посадят, если это он совершил.  А если это не он? Тогда это уже будет полный беспредел», — заключила Гульнара.

FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram
FacebookOdnoklassnikiVKTwitterGmailWhatsAppTelegram