43-летняя Бактыгуль Ашырова больше трёх месяцев приходила в себя после ожогов. Последствия от них ужасные.
«Бегала от мужа вокруг дома свекрови. Хотела выключить кипящую воду, но случился приступ эпилепсии, упала. Или он на меня вылил эту кипящую воду, либо вода вылилась сама, я не знаю», — рассказывает она.
«Когда я вспоминаю об этом, начинают дрожать суставы. Видны были только волосы, остальное всё забинтовано. Помню только, как упала в обморок, остальное не помню. Подмышечная часть, суставы рук и подбородок у неё слиплись», — вспоминает состояние дочери в больнице её мать Зейнеп Аширова.
Бактыгуль может часами рассказывать об издевательствах мужа. Однажды защищать свою мать бросилась их 17-летняя дочь. Досталось и ей.
«Со словами «не трогайте маму», она стала защищать меня. Он и её избил до посинения. Меня, обмотав вокруг руки мои волосы, таскал по земле», — с дрожью в голосе вспоминает она.
«Каждый раз бьёт её по голове. Недавно обнаружила у неё шишки на голове в форме орехов», — возмущается Зейнеп.
Пара поженилась в 1995 году. У них пятеро детей, ещё пятерых они потеряли. Насилие в семье происходит с самых первых дней совместной жизни. «Я страдаю приступами эпилепсии. Боюсь куда-то выходить — могу упасть, где угодно», — рассказала о своей болезни молодая женщина.
Эпилепсией женщина начала страдать после рождения второго ребёнка. На приеме у врачей женщина бывает часто. «Врачи сказали, что у меня внутричерепное давление. Что оно возникло из-за сильных избиений», — приводит слова врачей Бактыгуль.
Женщина снова и снова продолжала верить, что супруг исправится. Уверять он умел – обещал даже начать читать намаз. Время шло, но исправления не было.
«Захочет намаз почитает, захочет побьёт, а если выпьет, то всё — нам житья нет», — разочарованно рассказывает молодая женщина.
«Сколько раз я их разводила. Он говорил, что у них есть дети — не будет же Бактыгуль жить с матерью. Сегодня пожинаем плоды того, что она всё время жила по его указке», — с сожалением говорит Зейнеп Ашырова.
Бактыгуль некуда было идти. Совместно нажитое жильё муж твёрдо считает своим. Не оставаться же женщине с детьми на улице. Но однажды терпение лопнуло – в сентябре 2019 года после очередных избиений супруги развелись. Но избиения продолжились и после развода. И самое обидное в этой истории – женщине никто не может помочь. Даже милиция.
«Начальник милиции мне сказал, что устал от моего зятя. С одной стороны, он не перестаёт бить жену, с другой — вы не перестаёте вызывать нас», — разочарованно рассказывает мать женщины.
«У нас по новому законодательству, согласно статьи 105 УПК, по проступкам мы не можем подвергать подозреваемого домашнему аресту или заключать под стражу. По этой причине мы можем лишь допросить и взять с него обязательство о явке», — пытается объяснить сложившуюся ситуацию дознаватель ОВД г. Кара-Куль, старший лейтенант милиции Медер Болотбеков.
Правозащитники крайне возмущены таким положением дел. Они не могут понять логику происходящего: «Неужели, представители власти серьёзно среагируют лишь тогда, когда случится трагедия?»
«2020 год начался с трагических событий. За январь мужьями было убито, в результате семейного насилия, несколько женщин. Двое малолетних детей тоже от рук родственников погибли. Печально, что только из-за каких-то резонансных событий государство что-то начинает предпринимать. Мы не идём на опережение. У нас не профилактика, у нас лечение. Вот это печально», — сказала представитель правозащитной сети «Справедливость» Екатерина Сухорукова.
Правозащитники убеждены – это «причинение тяжкого вреда здоровью опасного для жизни или повлекшего утрату органом его функций».
Юристы Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость» добиваются переквалификации деяния подозреваемого из проступка в преступление по статье «причинение тяжкого вреда здоровью».