
Жертве пыток Улану Назаралиеву правозащитники передали 50 тысяч сомов. Именно в такую сумму суд оценил причиненный физический и моральный вред 39-летнему мужчине.
«В ноябре 2012 года в ИВС ОВД Джалал-Абада Назаралиева били кулаками, ногами, душили. Однажды по причине жалобы на головную боль милиционеры дали ему бритвенное лезвие со словами, что «он может даже порезать себя, и ему никто не окажет помощь». Мужчина от безысходности действительно нанес себе порезы в области кистей.
«Назаралиева били головой об стену, били ногой в грудную клетку и в почки. Из-за ушибов в области почек испытывал сильные боли и не мог помочиться. Улан жаловался на головные боли, тошноту, позывы к рвоте и эмоциональную нестабильность», — говорится в материалах дела.
В заключении специалиста по судебной психиатрии сообщается, что «воздействие стресс-факторов в виде жестокого обращения и пыток сопровождалось причинением Назаралиеву физических (в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга) и психологических (нравственных) страданий».
Но по результатам прокурорской проверки следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: «доводы, указанные в жалобе, не нашли своего подтверждения» и «в действиях сотрудников ОВД г. Джалал-Абад отсутствует состав преступления».
После бессмысленной беготни в надежде привлечь милиционеров к ответственности, Назаралиев обратился с жалобой в Комитет ООН по правам человека.
«Поводом для обращения в Комитет ООН послужило то, что были исчерпаны все доступные средства правовой защиты на национальном уровне — все этапы досудебной и судебной защиты», — сказал адвокат «Справедливости» Сардор Абдухалилов.
Для вынесения положительного решения (соображения) по этому делу со стороны Комитета ООН понадобилось почти 7 лет. Свое соображение Комитет ООН вынес 5 июля 2019 года как «неэффективное расследование фактов пыток».
На основании решения (соображения) Комитета ООН 11 ноября 2020 года адвокат правозащитной организации «Справедливость» Сардор Абдухалилов обратился в Первомайский районный суд Бишкека с требованием взыскать с Министерства финансов 3 млн сомов за счет казны Кыргызской Республики.
Но суды всех трёх инстанций причиненный физический и моральный вред оценили всего в 50 тысяч сомов.
Правозащитники, как представители по доверенности, передали Назаралиеву сумму, перечисленную от государства.